РАСЧЕТ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА

Расчет воздушной скорости выполняется с целью:

— — определения истинной воздушной скорости по показаниям указателей "скорости;

— определения приборной скорости для заданной истинной ско­рости полета.

Рассмотрим порядок расчета скорости для указателей различ­ного типа.

Для указателей приборной скорости (широкой стрелки КУС)

расчет истинной воздушной скорости производится по формуле

= 1/пр + AVV+ ^ — ДИСЖ + ДИПЛ, (3.44)

где Упр—показания прибора;

‘ДУИ— инструментальная поправка;

ДІЛ,— аэродинамическая поправка;

Д Уеж— поправка на изменение сжимаемости воздуха с высотой; Д 1/пл— поправка на изменений плотности воздуха с высотой. Порядок расчета покажем на примерах.

Пример 1. Приборная скорость полета на высоте #эш = 7800 й равна l-‘up—450 км/ч: Фактическая температура наружного воздуха tв — —40°. Инстру­ментальная поправка Д1/и==+5 км/ч. Аэродинамическая поправка АУа = —8 км/ч. Определить истинную скорость.

Решение. Расчет выполняем по формуле (3.44).

1. Учитываем инструментальную и аэродинамическую поправки: У

Vnp + ДУН + А У, =. 450 + (+5) + (-8) = 447 км/ч.

2. Из графика (рис. 3.20) находим поправку на изменение сжимаемости — АУсж^ІЗ км/ч и учитываем ее:

Упр + ду„ + ДУа — Д VC>K = 447 — 13 = 434 км/ч.

3. Находим истинную скорость, для чего на навигационной линейке учтем поправку на изменение плотности воздуха, пользуясь ключом

_________________ УЦСПр

Иэщ Уир+Д>и+ДУа-ДУсж

V,, = 650 км/ч.

В полете температуру наружного воздуха штурман определяет по показаниям термометра наружного воздуха. Показания термо — метра всегда завышены из-за нагрева воздуха при его сжатии у поверхности самолета. Указанный прирост температуры зависит от истинной скорости самолета. Поправка к показаниям термометра определяется по специальной шкале (рис. 3.26).

Пример 2. Условия задачи те же, что и в примере 1. Температура наружного I воздуха, определенная по прибору типа ТУЭ р==—25°.

Решение. Выполняем то же, что в п. 1 и 2 примера 1.

3. Определяем фактическую температуру наружного воздуха. Для этого сна­чала приближенно найдем истинную скорость, пользуясь ключом

Щщ Упр

V„ яе 690 км/ч.

По шкале поправок на навигационной линейке (рис. 3.26, а) находим Д/= 13°, тогда tH=>tap—At= —25—13= —38°.

4. Аналогично п. 3 примера 1 находим истинную скорость:

V„ = 655 км/ч.

Для указателей приборной скорости (широкой стрелки КУС) расчет приборной скорости для заданной истинной производится по формуле

= Уи Г А1/Пл + Д1/сж — Д1/а — дки.

В этом случае задача решается в обратном порядке.

Расчет истинной воздушной скорости по показаниям узкой стрелки КУС производится по формуле

V „ = УКУС + д + д Ка + Д Vt, (3.45)

где Укус — показания узкой стрелки КУС;

ДУи—инструментальная поправка;

AVa — аэродинамическая поправка;

AVt — температурная поправка.

Порядок расчета покажем на примере.

Пример. Показания узкой стрелки комбинированного указателя скорости РКуС =820 км/ч. Высота полета Яэш=9000 м. Температура наружного воздуха, определенная по прибору типа ТНВ, /Лр=—35°. Инструментальная поправка — Ми ——8 км/ч, аэродинамическая поправка AVa= + 10 км/ч.

Определить истинную скорость.

Решение. Расчет выполняем по формуле (3.45).

1. Учитываем инструментальную и аэродинамическую поправки:

Укус + А1’и + ДЕа = 820 + (-8) + ( + 10) = 822 км/ч.

2. Считая, что РКУС «Ри, по шкале поправок температуры (рис. 2.26,6) на­ходим Д/=20°. Тогда фактическая температура наружного воздуха равна

tH.= /пр — At — —35 — 20 = —55°.

3. Находим истинную скорость, для чего на навигационной линейке ’учиты-

Уиспр.

ваем температурную поправку, пользуясь ключом ^ ^ 1

vKyc+ivava

Vu = 800 км/ч.

"эш

Если необходимо для заданной истинной воздушной скорости рассчитать значение показаний узкой стрелки К. УС, то расчет вы­полняется по формуле

1/КУС = ^-Д1/,-Д1/а-ДК,