РАСЧЕТ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА
Расчет воздушной скорости выполняется с целью:
— — определения истинной воздушной скорости по показаниям указателей "скорости;
— определения приборной скорости для заданной истинной скорости полета.
Рассмотрим порядок расчета скорости для указателей различного типа.
Для указателей приборной скорости (широкой стрелки КУС)
расчет истинной воздушной скорости производится по формуле
= 1/пр + AVV+ ^ — ДИСЖ + ДИПЛ, (3.44)
где Упр—показания прибора;
‘ДУИ— инструментальная поправка;
ДІЛ,— аэродинамическая поправка;
Д Уеж— поправка на изменение сжимаемости воздуха с высотой; Д 1/пл— поправка на изменений плотности воздуха с высотой. Порядок расчета покажем на примерах.
Пример 1. Приборная скорость полета на высоте #эш = 7800 й равна l-‘up—450 км/ч: Фактическая температура наружного воздуха tв — —40°. Инструментальная поправка Д1/и==+5 км/ч. Аэродинамическая поправка АУа = —8 км/ч. Определить истинную скорость.
Решение. Расчет выполняем по формуле (3.44).
1. Учитываем инструментальную и аэродинамическую поправки: У
Vnp + ДУН + А У, =. 450 + (+5) + (-8) = 447 км/ч.
2. Из графика (рис. 3.20) находим поправку на изменение сжимаемости — АУсж^ІЗ км/ч и учитываем ее:
Упр + ду„ + ДУа — Д VC>K = 447 — 13 = 434 км/ч.
3. Находим истинную скорость, для чего на навигационной линейке учтем поправку на изменение плотности воздуха, пользуясь ключом
_________________ УЦСПр
Иэщ Уир+Д>и+ДУа-ДУсж
V,, = 650 км/ч.
В полете температуру наружного воздуха штурман определяет по показаниям термометра наружного воздуха. Показания термо — метра всегда завышены из-за нагрева воздуха при его сжатии у поверхности самолета. Указанный прирост температуры зависит от истинной скорости самолета. Поправка к показаниям термометра определяется по специальной шкале (рис. 3.26).
Пример 2. Условия задачи те же, что и в примере 1. Температура наружного I воздуха, определенная по прибору типа ТУЭ р==—25°.
Решение. Выполняем то же, что в п. 1 и 2 примера 1.
3. Определяем фактическую температуру наружного воздуха. Для этого сначала приближенно найдем истинную скорость, пользуясь ключом
Щщ Упр
V„ яе 690 км/ч.
По шкале поправок на навигационной линейке (рис. 3.26, а) находим Д/= 13°, тогда tH=>tap—At= —25—13= —38°.
4. Аналогично п. 3 примера 1 находим истинную скорость:
V„ = 655 км/ч.
Для указателей приборной скорости (широкой стрелки КУС) расчет приборной скорости для заданной истинной производится по формуле
= Уи Г А1/Пл + Д1/сж — Д1/а — дки.
В этом случае задача решается в обратном порядке.
Расчет истинной воздушной скорости по показаниям узкой стрелки КУС производится по формуле
V „ = УКУС + д + д Ка + Д Vt, (3.45)
где Укус — показания узкой стрелки КУС;
ДУи—инструментальная поправка;
AVa — аэродинамическая поправка;
AVt — температурная поправка.
Порядок расчета покажем на примере.
Пример. Показания узкой стрелки комбинированного указателя скорости РКуС =820 км/ч. Высота полета Яэш=9000 м. Температура наружного воздуха, определенная по прибору типа ТНВ, /Лр=—35°. Инструментальная поправка — Ми ——8 км/ч, аэродинамическая поправка AVa= + 10 км/ч.
Определить истинную скорость.
Решение. Расчет выполняем по формуле (3.45).
1. Учитываем инструментальную и аэродинамическую поправки:
Укус + А1’и + ДЕа = 820 + (-8) + ( + 10) = 822 км/ч.
2. Считая, что РКУС «Ри, по шкале поправок температуры (рис. 2.26,6) находим Д/=20°. Тогда фактическая температура наружного воздуха равна tH.= /пр — At — —35 — 20 = —55°. 3. Находим истинную скорость, для чего на навигационной линейке ’учиты-
Vu = 800 км/ч. "эш |
Если необходимо для заданной истинной воздушной скорости рассчитать значение показаний узкой стрелки К. УС, то расчет выполняется по формуле
1/КУС = ^-Д1/,-Д1/а-ДК,